Двадцать способов утихомирить разбушевавшегося ребёнка
Выполняя данные упражнения, родителям нужно помнить, что они являются своего рода «отвлекающим» манёвром. Добившись нужного результата – снизив темп движений ребёнка, заставив его говорить медленнее, тише и спокойнее, ликвидировав, возможно, появляющиеся в его голосе и поведении истерические нотки, необходимо сразу же предложить ему какой-то более «мирный» способ активности. Если подошло время отдыха – то уложить спать, если время обеда – переключиться на спокойный приём пищи (без мультиков, громкой музыки и компьютерных игр) или просто заняться каким-то менее шумным делом – почитать с ребёнком книжку, порисовать, выполнить уроки, если таковые имеются.
Приёмы, которые помогут Вам на какое-то время занять Вашего ребёнка, отвлечь его внимание, переключить его на другой вид деятельности :
- Попросите малыша вспомнить, как «разговаривают» корова, лягушка, собака. Можно попросить его показать свою руку, нос, коленку. Ребёнку постарше предложите сосчитать от 1 до 20, а потом наоборот – от 20 до 1.
- Игра «Замри-отомри». Вариаций много. Например, по команде «День» ребёнок прыгает, играет. А по команде «Ночь» притворяется спящим или замирает неподвижно в той позе, в которой застала его «ночь». Можно попросить малыша представить, что он мышка и бегает-играет, пока Вы не скажете «Кошка идёт». Вместо словесной команды можно давать звуковую – хлопать в ладоши или звонить в колокольчик. С детьми постарше поиграйте в «Море волнуется – раз, море волнуется – два».
- Игра «Шторм-штиль». Одна из вариаций предыдущей игры. Однако по команде «Штиль» можно не замирать полностью, но нужно совершать плавные, неторопливые движения, можно разговаривать шепотом, напевать какую-нибудь песенку и т.д.
- Можно договориться с малышом о том, что прикосновения к определённым частям тела (носу, глазам, ушам) «включают» определённые команды. Например, если Вы прикоснётесь к носику малыша, то он должен сразу «выключиться», если Вы прикасаетесь ладошкой к губам, то это обозначает команду «уменьшаю звук». Можно расширить эту идею, нарисовав пульт управления (или использовав ненужный пульт). Нажимайте кнопку на пульте и говорите: «Уменьшаю громкость (выключаю звук, включаю замедление)». Таким образом, в игровой форме Вы сможете добиться нужного результата – хоть ненадолго приостановить бесконечное движение и вопли ребятёнка.
- Предложите ребёнку представить, что он тигр на охоте. Он должен долго неподвижно сидеть в засаде, а потом прыгать и кого-то ловить. Или вместе с ребёнком ловите воображаемых бабочек, к которым нужно очень медленно и очень тихо подкрадываться. Под каким-нибудь игровым предлогом спрячьтесь вместе под одеялом и сидите там тихо-тихо.
- Предложите ребёнку представить себя китом. Пусть он сделает глубокий вдох и ныряет на глубину. Киту можно давать поручения плавать к разным материкам или искать что-то на дне.
- Попросите ребёнка закрыть глаза (если он согласится, завяжите глаза платком) и сидеть неподвижно, ожидая определённого сигнала. Например, когда третий раз прозвенит колокольчик. Или попросите ребёнка сделать что-нибудь с закрытыми глазами (сложить пирамидку, поставить машинку на подоконник, собрать с пола кубики).
- Попросите ребёнка выполнить сложное движение, требующее сосредоточенности (провести пальцем по нарисованному лабиринту, провезти машину за верёвочку между кеглями). За выполнение обещайте приз.
- Предложите ребёнку выполнить несколько упражнений, требующих чередования напряжение и расслабления. Например: 1) предложите подвинуть заведомо неподъёмный предмет (диван, шкаф, комод); сделав вместе с ребёнком несколько попыток сдвинуть его с места, падайте в изнеможении на пол, на диван, на кровать, предлагая ребёнку полностью расслабить все мышцы, готовясь к следующей попытке; 2) предложите ребёнку представить, что его и Ваши ладошки – это снежинки или листья, падающие с деревьев; плавно-плавно они летят на землю, опускаясь на пол.
- Чтобы «уменьшить у ребёнка звук», можно предложить следующую игру: медленно и внятно произносите какое-нибудь слово, вначале ребёнок должен повторять его громче, чем Вы, а потом – наоборот – тише. Таким образом понижайте голос до шёпота.
- Поиграйте в «малыша». Возьмите простыню или тонкое покрывало и плотно запеленайте «малыша». Возраст ребёнка значения не имеет, но важно, чтобы ему эта игра нравилась. Можете взять его на руки, покачать, спеть песенку, затем незаметно уложить спать, или переключить его внимание на более «мирный» вид деятельности, либо объяснить, что когда он был маленький, то единственным способом выражения своего неудовольствия или дискомфорта у него был громкий плач. Теперь же он уже подрос и умеет выражать свои желания и достигать цели иными путями, а не только громким плачем.
- Возьмите салфетку (или листок дерева, лист бумаги и т.п.) и подбросьте вверх. Скажите ребёнку, что, пока салфетка падает, нужно как можно громче смеяться или выполнять любые активные действия: бегать, прыгать, быстро складывать свои игрушки в ящик (кто больше сложит, пока падает салфетка). Но как только салфетка или лист упадут на пол, нужно сразу же замолчать или принять какую-то определённую позу – сесть на диван, на пол, замереть.
- Практически все родители с самого маленького возраста приучают ребёнка бежать в объятия мамы или папы. В более старшем возрасте данный приём можно использовать для успокоения ребёнка: расставьте руки, когда ребёнок прибежит к Вам, крепко сожмите его в объятиях и задержите их на несколько секунд.
- Предложите малышу бегать и прыгать, выполняя при этом какое-то простое дополнительное движение: вращать кистью руки, держать соединёнными указательные пальцы и т.п.
- Сшейте мешочек величиной с ладонь и насыпьте в него 3-4 ложки песка или крупы. Предложите ребёнку бегать, прыгать и безобразничать, удерживая этот мешочек на голове. Обещайте ему что-то приятное (угостить чем-то, поиграть или почитать), если мешочек не упадёт, пока не прозвенит таймер (в зависимости от возраста временной промежуток 1-5 минут).
- Предложите игру «Капитан и корабль». Капитан должен отдавать команды («Направо», «Налево», «Прямо»), а корабль чётко им следовать. Для ребёнка постарше можно выбрать цель (например, доплыть в прихожую) и расставить в комнате препятствия (кегли, мягкие игрушки). Ребёнок может выбрать любую из ролей.
- Загородите дорогу или схватите носящегося по квартире ребёнка. Чтобы пройти (освободиться), он должен ответить на вопрос, требующий сосредоточения (например, назвать морское животное, сосчитать количество окон в квартире или придумать пять слов на букву «А»).
- Попросите ребёнка сесть на корточки и представить, что он мячик. Легонько хлопайте его по макушке, и пусть малыш подыгрывает. Ускоряйте и замедляйте хлопки, следя, чтобы малыш прыгал согласно задаваемому ритму.
- Попросите малыша, носящегося по квартире, выполнять Ваши задания (3 раза подпрыгнуть, 2 раза сбегать на кухню и обратно, 4 раза спрыгнуть с дивана). Важно, чтобы активное задание сочеталось с необходимостью вести подсчёт действиям. За каждое выполненное задание рисуйте малышу в альбоме цветок или машинку. Постепенно снижайте ритм выполняемых упражнений.
- Предложите ребёнку повторять за Вами все слова и действия. Начинайте показывать быстрые, резкие движения и громко кричите. Постепенно переходите к более спокойным, плавным движениям и тихой речи.
|