ВЕЛОСИПЕД
Велосипед – популярный и массовый вид транспорта и заветная мечта каждого ребенка. Езда на трехколесном велосипеде укрепляет мышцы стопы, ног и рук. Но особенно полезна езда на двухколесном велосипеде, которая доступна детям 5-6 лет. Благодаряэтому у ребенка развивается сила, равновесие, ловкость, выносливость, смелость, создается бодрое жизнерадостное настроение. Велосипеды, которыми пользуются дети, должны соответствовать их росту. Очень удобны в этом отношении комбинированные велосипеды: их можно сделать трехколесными и двухколесными, в соответствии с ростом ребенка можно регулировать высоту седла.
В первые дни обучения езде нужно показать ребенку, как вести велосипед: велосипед нужно поставить с правой стороны, руки положить на ручки руля (руль держать двумя руками), идти от велосипеда немного в стороне так, чтобы не мешали педали. При повороте вправо руль поворачивать вправо и велосипед слегка наклонить к себе, то же самое при повороте влево. Затем научиться садиться на велосипед и ехать на нем. Взрослый держит велосипед за сиденье и за середину руля, а ребенок сидит за рулем. Надо приучать его смотреть вперед, а не на ноги, держать руль спокойно, не напрягая мышц рук, вращать педали попеременно и не отрывать от них ног. По мере того как у ребенка появляется уверенность, нужно ослабить поддержку: сначала освободить руль и дать возможность малышу самому управлять им, поддерживать только за седло. Момент перехода от езды с поддержкой к самостоятельной езде должен быть незаметным для «велосипедиста».
Обучая детей езде на велосипеде, надо одновременно объяснять ему правила дорожного движения. В правилах оговорен возраст, когда ему разрешается езда на велосипеде по улицам города и поселка: ребенку должно быть не менее 14 лет. Многие родители, катая малышей, сажают их на раму. Этого делать нельзя. Ребенок, сидящий таким образом, ограничивает движение рулем, и можно легко потерять равновесие. Нельзя сажать и на багажник. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должно быть специальное седло и подножка.
Последовательность обучения:
а) ведение велосипеда в прямом направлении, с поворотами направо, налево, кругом, ведение его по кругу, змейкой
б) посадка на велосипед и слезание с него
в) езда по прямой с поворотами: направо, налево при поддержке взрослого
г) езда на велосипеде самостоятельно по прямой, с поворотами направо, налево, кругом, езда по кругу, змейкой, езда с дополнительными заданиями.
Необходимо все время наблюдать за самочувствием ребенка и если заметны признаки утомления (дрожание ног и рук, частые соскоки ног с педалей и др.), то предложить ему сменить вид деятельности. Дозировка нагрузки (15-30 минут) зависит от индивидуальных особенностей детей, их физической подготовленности и степени овладения двигательным навыком. Опыт показывает, что у смелых, настойчивых детей с хорошей физической подготовленностью, образуются умения езды на велосипеде за 6—8 ежедневных занятий. Для более робких детей, а также для детей с недостаточно развитым чувством равновесия нужно для этого 12—15 дней.
КАЧЕЛИ
Часто родители не знают, что качели приносят пользу здоровью детей, так как укрепляют
вестибулярный аппарат, приучают к высоте,укрепляют мышцы рук и брюшного пресса.
Случается детям запрещают пользоваться качелями, так как родители боятся травм. Но
бывает и другое – дают детям полную свободу и разрешают качаться пока не надоест.
Качели полезны только в том случае, если дети умеют ими самостоятельно управлять. Уже трехлетних детей нужно приучать раскачиваться, делая движения напряжением мышц брюшного пресса и ног. Время катания ограничивать (не более 5-7 минут). При этом нужно учить правильно пользоваться качелями: сидеть на качелях прямо, слезать с сиденья только тогда, когда качели остановятся. Не спрыгивать с них, не стоять перед качелями, не качаться лежа.